понеділок, 23 січня 2012 р.

Лекарственные средства и НДС

Вопрос применения НДС к лекарственным средствам, как всегда, возник в плоскости политической, а не экономической, бюджетной или социальной.



Стремление получить электоральные дивиденды одних (чтобы прийти во власть) и желание других продемонстрировать бурную деятельность (чтобы остаться у власти), оставляет открытым вопрос, думал ли кто-то о реальном эффекте «внезапного появления» НДС на ценниках в аптеках.

Мотивацией регуляторных органов для ввода НДС в отношении лекарственных средств является борьба с незаконным завышением их таможенной стоимости, которая в свою очередь является базой для начисления предельных оптовых и розничных наценок на лекарственные средства. При отсутствии НДС и ввозной пошлины на лекарственные средства не существует экономических факторов, которые бы сдерживали участников рынка от импорта лекарственных средства по завышенным ценам.

По мнению регуляторных органов, создание экономического стимула в виде НДС при импорте, будет достаточным, чтобы снизить таможенную стоимость и, как следствие, уменьшить базу для применения предельных наценок. Следствием последнего должно стать снижение розничных цен на импортные лекарственные средства. Других аргументов государственными органами озвучено не было.

Именно последний факт наталкивает на мысль, что применение НДС к лекарствам на данном этапе не было достаточно взвешено, продумано, просчитано, проанализировано…

Попробуем спрогнозировать, будет ли достигнут ожидаемый государственными органами эффект от введения НДС и не возникнут ли другие «эффекты».

Применение НДС моментально повысит цену «импортных» лекарственных средств для конечного потребителя на 20 % налога на добавленную стоимость, которые будут уплачены при импорте и участниками цепочки поставщиков. Т.е. предложенный способ борьбы с повышением цен моментально приведет к их повышению.

При этом последует ли затем снижение таможенной стоимости лекарственных средств, вопрос спорный по нескольким причинам.

Во-первых, снижение таможенной стоимости не будет позитивно воспринято органами государственной таможенной службы.

В Украине отношения с таможенными органами в вопросах определения таможенной стоимости все однозначно – даже участники фармацевтического рынка об этом знают, - импортировать можно только дороже. Если субъект хозяйствования пытается импортировать что-либо по цене, которая ниже, чем указано в базе данных органов таможенной службы, таможенные органы автоматически считают, что такой субъект хозяйствования занижает сумму, подлежащих уплате в бюджет, пытаясь занизить таможенную стоимость и недоплатить НДС и/или ввозную пошлину. Борясь с этим, таможенная служба иногда поднимает таможенную стоимость в 2, а то и 3 раза.

Поэтому, на пути применения НДС как способа борьбы с завышением таможенной стоимости, вероятно, сразу же появится непреодолимое препятствие в виде государственной таможенной службы, которая эту самую таможенную стоимость снизить не позволит.

Во-вторых, эффективность применения предельных наценок, как механизма уменьшения прибыли участников фармацевтического рынка и снижения розничных цен, для импортных лекарственных средств является крайне сомнительной. На это есть ряд экономических причин. В частности, если у респектабельного зарубежного производителя есть в Украине дочерняя компания, предельных наценок, установленных государством практически всегда не хватает, чтобы выжить, оплатить рекламу лекарственных средств, заплатить зарплату и налоги.

NB: Вниманию государственных чиновников: те, кого Ваши предельные наценки, усиленные НДС, точно прикончат, - это как раз не спекулянты, с которыми Вы по-донкихотовски боретесь, а полноценные западные инвесторы, имеющие установившийся, платящий налоги в Украине и обеспечивающий рабочие места бизнес. Но это к слову.

В связи с этим, зарубежные компании научились финансировать деятельность своих дочек иными способами, а не за счет операционной прибыли от продажи лекарственных средств в Украине. Повышая таможенную стоимость, такие дочерние компании переносят центр формирования экономической прибыли за рубеж, а денежные средства для покрытия операционных затрат в Украине получают в виде финансовой помощи от нерезидентов.

Следовательно, очень вероятно, что введение НДС одновременно приведет к повышению цен на сумму НДС (сейчас ставка НДС составляет 20 %) , и таможенную стоимость не снизит (таможенные органы не позволят снизить), и не создаст стимулов для импортеров по снижению таможенной стоимости. И, как обычно, за все заплатит конечный потребитель.

Введение НДС, вероятно, может оказать позитивное влияние на отечественных производителей, которые смогут воспользоваться правом на налоговый кредит. Это приведет к уменьшению себестоимости лекарств, однако, не в один момент и - с учетом особенностей отечественного администрирования НДС, - не в полном объеме. Следовательно, цены на отечественные лекарственные средства после ввода НДС моментально поднимутся на 20 %. В долгосрочной перспективе, они, возможно, снизятся, но не на 20 %. Поэтому, предложение регуляторных органов можно, в каком-то смысле, рассматривать как протекционистскую меру. Вот только сможет ли отечественная фармацевтика обеспечить достаточный ассортимент и заменить импорт – это вопрос, на который должны ответить чиновники перед принятием решения о вводе НДС.

Подводя итог, следует отметить, что применение НДС к операциям по поставке лекарственных средств приведет к моментальному повышению цен и не позволит достичь намеченной правительством цели: повышения эффективности ценового регулирования в отношении импортированных лекарств. Даже если считать такой шаг протекционизмом в отношении «отечественного производителя», то заплатит за него, как всегда, «отечественный покупатель» (и без того нуждающийся и незащищенный субъект рынка).

Другое дело, если смотреть на это все с точки зрения бюджета, - в котором если верить «отечественному оппозиционеру» (читать во множественном числе) уже и дырки-то не осталось – НДС на лекарства существенно бы его подлатал. Опять же, за наш счет. Только кто же правду скажет – нужно ведь и бюджет подлатать и видимость деятельности и упорной борьбы создать (для электората), а виноваты во всем по результату будут мифические спекулянты-импортеры.

Последняя, фраза, как мог отметить сведущий читатель, содержит определенную мораль для ответственных чиновников. Вместо того, чтобы искать очередного «крайнего», может, эффективнее было бы озадачиться созданием более прозрачного и конкурентного рынка, который вместе с эффективными регуляторным влиянием и антимонопольными ограничениями держал бы цены на рыночном уровне, обеспечивал ассортимент и позволял бы всем работать спокойно, а не боятся оказаться в роли «крайнего».

Если боязнь механизмов реимбурсации и нежелание давать деньги в руки пациентов у чиновников так сильны (ведь с коррупцией тогда станет сложнее); можно дать их в руки профессионалов – страховых компаний. Они-то придумают, как заставить производителей продавать лекарства подешевле.


© Николай Хоменко

Немає коментарів:

Дописати коментар